История серии Ninja Gaiden. Часть первая.
Вступление.Уже совсем немного времени отделяют нас от релиза игры Ninja Gaiden 3, а так же от момента ее покупки. Я уже по нескольку раз пересмотрел геймплейные ролики, предоставленные разработчиками и по нескольку раз перечитал все интервью Йосуке Хаяши и уже примерно представляю чего ожидать от свежего продукта. Помимо этого я четко разобрался с тем, какие шаги новых разработчиков я понимаю и поддерживаю, а какие считаю ошибочными. Этим мнением и размышлениями я обязательно поделюсь. Но перед тем как начать рассуждать о продолжении серии, к тому же такой спорной и непохожей на своих предшественников, я решил, что стоит еще раз взглянуть на истоки. Посмотреть как появился на свет, как рос и окреп Рю, почему он вырос таким крутым. Для этого я начал собирать данные и готовить материал, но потом наткнулся на вот эту статью. Информация, которая в ней содержится — как раз то, что мне нужно. Однако, поскольку в моем случае нужно не просто пересказать хронологию событий, я принял решение не просто перевести статью, но и немного изменить ее. Поэтому просьба воспринимать последующую информацию как очень вольный пересказ оригинала, с некоторыми вкраплениями моих размышлений и личных впечатлений.
Часть 1. Зарождение серии и путь к успеху.
Немногословный, хладнокровный ниндзя двадцать первого века, призрачный пережиток прошлого, постоянно противопоставляющий древние навыки современному оружию, расправляющийся с противником с исключительным кровавым изяществом. Обычные отморозки, элитные солдаты, танки, боевые киборги, ниндзя и все демонические орды не могут устоять против Меча Дракона...никто не переживет встречи с Рю. Скрытность — это не то, чему учат в школе нинзицу клана Хаябуса. Убить все что двигается, и потом убить это еще раз, уничтожить. Несомненно, Рю Хаябуса — крутой и суровый парень.
Игры основанные на его непоколебимой уверенности, чувстве чести, легендарны благодаря их сложности, самые трудные и не неприступные из всех когда-либо выпущенных. Они стали негласным испытанием отделяющим настоящих мастеров, от тех, кто бездумно жмет на кнопки. Миллионы охотно выстраивались в очередь для удовлетворения собственного мазохизма, меняя игровые платформы и разнообразные сюжетные линии, чтобы добиться одной вещи, которая имеет значение. Если игра называется Ninja Gaiden, то она заставит вас напрячься и понервничать. Но сделает это так, что вам понравится.
Однако, далеко не сразу Рю стал таким брутальным.
В 1981 году, основанная в Токио фирма Tehkan Ltd. изменила название на U.S. Tehkan, Inc. Это произошло за месяц до выпуска их первой видео игры. А еще незадолго до этого компания, в течении двух лет, продавала уборочный инвентарь и оборудование. При спонсорской поддержке американского издателя Centauri была выпущена игра Pleiads. Это был неудачный сиквел к популярному шутеру Phoenix. Неудачный потому, что он получился больше похожим на простую игру Galaga. Помимо этого были выпущены так же и другие продукты. Танковый шутер Senjyo был слабым подобием Battlezone. Guzzler стал очевидной копией Pacman'а, а Star Force вновь возвращала нас ко вселенной Galaga.
Pleiads. Так выглядела первая игра будущих создателей серии Ninja Gaiden.
В середине 80-ых Tehkan трансформировался в Tecmo, начиная с этого момента в продукции фирмы стала появляться некая оригинальность. Bomb Jack и Solomon's Key предлагали игрокам нечто новое и интересное, в плане геймплея. Футбольный симулятор Gridiron Fight, так же, был удостоен некоторого внимания геймеров, а мыкающийся со щитом Ругар (Rygar) добавил в портфолио Tecmo добротную игру в жанре приключенческого экшена в 1986 году.
Tecmo Bowl выпущенный в следующем году, фактически изменил и улучшил Gridiron Fight в продукт, приносящий все новых и новых фанатов. Помимо этого огромный успех, вышедшей в тоже время, игры Taito's Double Dragon обозначал, что пришло время добавить в список проектов компании кооперативный beat'em up. Tecmo поручила это задание специальной команде, созданной для этой цели. Отделение называлось Team Strong, ее лидером стал Шуичи Сакуразаки (Shuichi Sakurazaki). Именно эта группа стала ответственной за разработку следующего хита Tecmo.
Такой была игра, послужившая толчком к созданию будущего Ninja Gaiden.
Под руководством Сакуразаки игра скопировала и украсила все особенности Double Dragon, но были у этого творения и свои уникальные нововведения. Именно Tecmo ввела моду на спец.кнопу на джойстике и повысила сложность игры на новый уровень. Ninja Ryukenden (Legend of the Ninja Dragon Sword) вышел на аркадных игровых автоматах в 1988, представляя молодого и (почти) безоружного ниндзя Рю Хаябусу (Ryu Hayabusa), пробивающегося через толпы гопников, шныряющих по Америке. Нехитрая история — поиск убийцы своего отца объясняла цель такого опасного путешествия. Однако, на сюжет никто не обратил внимания, у игроков просто не было времени на это. Поскольку разработчики наполнили уровни большим количеством оппонентов, наступающих со всех сторон.
Именно таким был Рю, когда впервые появился на аркадных автоматах.
Многие опытные игроки не смогли одолеть даже первый уровень. С другой стороны, положительным моментом игры было то, что проходить локации, швыряя противников в полу-разрушаемые объекты и декорации, было просто здорово и приносило огромное удовольствие. Те немногие, избранные, кто смог урезонить финального босса : гиганта с двумя мечами, пришедшего прямо из игры The Road Warrior, гордо наблюдали как Рю с триумфом возвращался в Японию. Но для многих путешествие закончилось на страшном экране, с надписью «Continue», где циркулярная пила медленно опускалась на беспомощного, паникующего героя. Но, так или иначе, но игра сожрала очень много четвертаков.
Для многих аркадные приключения Рю заканчивались именно так.
Слово "Ryukenden" было признано слишком сложным для произношения англо-говорящими игроками. В Великобритании игру переименовали в Shadow Warriors. На рынке США Tecmo распространяла продукт под названием Ninja Gaiden.
До этого момента Tecmo постоянно портировало свои успешные проекты на домашние консоли. Rygar уже был перенесен на NES (Dendy) с незначительными изменениями, но тем не менее порт получился хорошим. Tecmo Bowl на консолях получился еще лучше. Но когда подошла очередь Рю, вместо простого переноса игры на новую платформу Сакуразаки сохранил лишь ее название и главного героя, выбросив все остальное. Beat'em up превратился в экшн-платформер. На этот раз Рю был вооружен как ниндзя, это стало стандартом для всех последующих игр. Теперь у него был Меч Дракона, выкованный из драконьего клыка, помимо этого Рю кидался сюрикенами и использовал магические нинпо-атаки (Искусство Огненного Кольца, например). Чтобы «компенсировать» такое усиление главного героя планку сложности подняли еще выше. Ninja Gaiden для NES поступил в продажу в декабре. На коробке с игрой была надпись, объявляющая продукт как: «Битва вашей жизни». И это была не шутка.
Помимо этого, у Сакуразаки была история. Настоящая, возможно, где-то банальная, история. И он оживил ее, благодаря анимированым кат-сценам общей длительностью более двадцати минут. Подобный ход был применен на NES впервые. Рю, как и в случае с аркадой, отправлялся в Америку, чтобы отомстить за своего отца организации Bloody Malth. Однако, на этот раз ставки были еще выше. Две древние статуэтки, найденные, тогда еще живым отцом Рю, позволили познакомится главному герою игры и агенту ЦРУ Ирэн Лью (Irene Lew). Как выяснилось, ее миссия заключалась в том, чтобы остановить демонического руководителя Bloody Malth - Джакуйо (Jaquio). В двух древних статуэтках был заключен древний демон, Джакуйо намеревался выпустить его в мир людей. Но Рю вмешался в эту затею, порубил в капусту Джакуйо и всех его солдат, не забыв при этом самого демона и тысячи других оппонентов, стоящих на его пути в этой эпической схватке. В награду за это директор ЦРУ Фостер приказал Ирэн ликвидировать Рю. Но вместо этого она стала его девушкой.
Дебют Рю на консолях.
От себя добавлю, что анимационные вставки между уровнями действительно были очень красивыми и интересными, для того времени. И это было одним из плюсов всей серии на NES. Даже несмотря на то, что я играл с китайскими субтитрами и окончательно ничего не понимал, смотреть все равно было приятно и интересно. Сложность первой игры на NES и правда была очень высока, но все равно, в отличие от аркадной версии, первые пару уровней можно было пройти легко. Трудности начинались с главы четвертой-пятой. Когда противники и правда начинали переть ото всюду в буквальном смысле слова. Слева, справа, сверху и снизу. Был в игре еще один "баг", а может это задумывалось как фича, но я в этом сомневаюсь. Если вы подходили к какому-то месту где на вас выскакивал какой-либо враг и после этого отходили назад, убивали его а потом возвращались опять к месту где он появлялся, то...этот же враг появлялся опять! Это серьезно усложняло процесс, поскольку на более поздних уровнях приходилось вертеться то туда, то сюда и по всякому уворачиваться, в том числе и отходить назад. Что постоянно приводило к частому респауну противников. Боссы так же были сложными, особенно последние, но все-таки основная трудность была именно в том, чтобы до них дойти.
Ninja Gaiden стал большим успехом для Tecmo, и Сакуразаки вновь принялся за работу. Новый проект из серии «хрен пройдешь!» Ninja Gaiden II: The Dark Sword of Chaos был выпущен спустя семнадцать месяцев.
Фактически сразу после окончания событий первой игры темный колдун Аштар приготовил ловушку, используя Ирэн, как приманку, чтобы открыть ворота Ада, используя кровь супер-ниндзя Рю. Однако, провернуть такие аферы с участием непобедимого ниндзя еще никому не удавалось. Аштар не стал исключением из правил.
Фанатам игры очень понравилась новая техника Рю. Которая создавала несколько клонов Рю, наносивших утроенный урон. Ninja Gaiden установил высокую планку качества. Сиквел Ninja Gaiden II: The Dark Sword of Chaos смог взять эту высоту.
Вторая часть серии Ninja Gaiden.
Как видно из скриншотов, графически игра фактически не отличалась от предыдущей части. Однако, появились некоторые изменения в геймплее. Были добавлены новые магические нинпо атаки. Так же Рю получил возможность не только цепляться за стены, но и лазить по ним верх и вниз, что добавляло гибкости в управление. В самих уровнях появилось некоторое разнообразие. Так, например, есть левел во время прохождения которого идет снег. Если снег падает вертикально вниз — то Рю двигается как обычно. Стоит подуть ветру, что видно по направлению падения снега, как главного героя начинает сносить в определенную сторону. Или другой пример — темнота. На одном из уровней на заднем плане идет дождь, сверкает молния, пока она сверкает вы видите платформы по которым нужно идти, обрывы — в общем все как обычно. Как только молния утихает — становится темно и вы видите только себя и противников. То есть двигаться вперед нужно когда сверкает молния либо запоминать рельеф уровня. Боссы в игре так же стали несколько бодрее.
Но после трех игр (Ninja Ryukenden на аркадных автоматах и две игры на NES) Сакуразаки иссяк. Рунмару — дизайнер двух первых NES игр про Рю взял на себя отвественность за создание Ninja Gaiden III: Ancient Ship of Doom. Техника создания клонов Рю была удалена, вместо этого была добавлена возможность улучшения Меча Дракона.
История начинается с того, что Рю убивает Ирэн...настоящий Рю не был удивлен такому повороту событий. Вместе со шпионом ЦРУ Клэнси он выследил своего «био-двойника», который привел его к своему создателю — Фостеру, бывшему начальнику Ирэн в ЦРУ. Ее бывший босс обнаружил источник сверхъестественной силы, льющийся из трещины в измерениях. Он хотел использовать эту силу для создания армии био двойников (Ирэн, кстати, тоже воспользовалась возможностью создания двойников, имитировав свою смерть). И клон Рю, стал одним из труднейших противников за историю всей серии, что, в принципе, логично. Еще одной жестокостью по отношению к игрокам стали уровни и их дизайн. Оружие и нинпо заряды располагались в местах где легче умереть, чем достать эти заряды. После обнаружения Фостера Рю приложил все свои умения и силы, чтобы отучить его пакостить. После того как с Фостером разделались, Клэнси предал Рю и Ирэн и захватил супер корабль для путешествия между измерениями. Ужасно мутировавший Клэнси предложил Рю создать новый мир, путем уничтожения этого. Однако вместо этого бравый ниндзя уничтожил самого Клэнси. Игра заканчивается очень традиционно. Рю со своей девушкой наблюдают как разрушается крепость противника, наслаждаясь закатом...это были их последние моменты вместе.
Третья и последняя часть Ninja Gaiden для NES.
Третья часть значительно отличалась от предыдущих двух, в плане графики. Возможно, это следствие того, что за разработку принялся дизайнер, а может к тому времени технологии сделали ощутимое продвижение вперед. Но так или иначе графика в игре поднялась на более высокий уровень, по сравнению с первыми двумя играми. Но были изменения и в геймплее. Помимо разнообразных уровней, (с поднимающейся лавой или, скажем, уровня где Рю приходилось постоянно прыгать, так как он все время проваливался вниз) были введены и совсем новые вещи. Появилась возможность улучшать Меч Дракона, что увеличивало его радиус действия. Помимо этого теперь на каждом красном шарике с повер апом была иконка — обозначающая, что скрыто в этом шарике и теперь вы могли заранее знать, что скрыто в каждом шарике (и стоит ли за ним лезть).
Все три игры, вышедшие на NES были портированы на SNES (Super Nintendo) и Atari Lynx. Ninja Gaiden Shadow промелькнула на черно-белом экране монитора Game Boy, но на этом серия игр про супер ниндзя Рю на Nintendo закончилась.
К сожалению, Tecmo решило, что тоже насытилось ниндзями по горло.
[post]История серии Ninja Gaiden. Часть вторая.[/post]